ЕЛЬ, КАК ОБРЯДОВОЕ ДЕРЕВО


Picea_abies_single_tree.jpg
ЕЛЬ — дерево, в народной дендрологии славян связанное с похоронно-поминальными ритуалами и верованиями, а также функционирующее в качестве обрядового деревца.

В верованиях славян ель имеет отношение к области народной демонологии. Изредка ель могла фигурировать в качестве хозяйки леса, однако чаще была местом пребывания лешего, а также черта, русалки и др. демонологических персонажей. Согласно владимирской быличке, домовой живет в большой сосновой или еловой ветке, подвешенной где-нибудь во дворе. Дети лесовых духов лежат в люльках, висящих на елях и соснах, а дети русалок — под елями. По елкам черти водят проклятых и утащенных ими в лес детей, под елью леший укладывает спать заблудившихся детей и т. д. Один из популярных мотивов русской демонологии, связанной с елью — счет хвоинок. Согласно верованиям, этим занимаются по поручению колдунов заброшенные к ним черти, требующие себе работы у колдунов.

Тот же мотив встречается и в заговорах от детской бессонницы: «Поди, заря, в лес, сядь на елку, считай себе иголки. Там тебе дело, там тебе работка. Моего дитятка сердечного знай, не задевай». По поверьям, Нечистая Сила пребывает под елью или прячется под ней во время грозы, навлекая на себя гром и молнии. Этим объясняется запрет находиться под елью в грозу, а также выращивать ее у дома, использовать для строительства и для топки бани.

Ель могла выступать в функции медиатора . Под елью колдун вызывал лешего; на святках люди слушали, стоя среди елей, как в провалившейся некогда под землю церкви поют певчие.

В славянских заговорах ель выступает в качестве «негативного» варианта мирового дерева, когда под ней сидит черт, «сатанинская сила». В заговорах можно также встретить и традиционные формулы «отсылки» болезней на ель: «Иду я, раба (имярек), в лес. Клещ, клещ, на елку лезь. И вся нечисть, на елку лезьте. Аминь»

Ель - дерево, которое нашло широкое применение в славянской похоронной и поминальной обрядности. Из ели (а также из сосны и березы) часто делали гроб. Украинцы считали даже, что ель (как и сосна) не позволяет покойному «ходить» после смерти. К обычаям более редким относятся рефлексы архаической практики похорон под елью. Так, у старообрядцев было принято прямо в лесу подкапывать корни большой ели, немного выворачивать ее из земли и в образовавшуюся яму класть тело умершего без гроба, а затем сажать ель на прежнее место, «яко будто век тут ничего не бывало».

Особенно часто у русских, повсеместный характер имело обыкновение бросать еловые ветки (реже — ветки пихты и сосны) на дорогу к кладбищу, как перед похоронной процессией, так и ей вслед. Таким образом «устилали» или «разметали» дорогу покойнику, чтобы «не приходил, не тревожил».

 
Loader::element('footer_required'); ?> ml>