Ведьма сорока-оборотень



Наиболее употребимым наименованием колдуний в Западной Сибири является ведьма , в Восточной Сибири – колдовка , значительно реже встречается ее название – еретица. Это название ведьмы встречалось преимущественно у южных славян. Наиболее характерной особенностью вещицы было ее превращение в бесхвостую сороку . У восточных славян сведения о сороках-вещицах были зафиксированы в Архангельской, Орловской, Вятской, Самарской, Оренбургской, Пермской, Томской областях, в Забайкалье и Сургутском крае. В вещицу могла превратиться с помощью нечистой силы замужняя женщина любого возраста. Главное свойство вещицы заключалось в ее способности вынимать телят из коров и младенцев из беременных женщин. Вылететь из дома и попасть в чужой дом вещица могла только через трубу, поэтому ее называли еще труболёткой . Вместо вынутого ребенка вещица клала в утробу матери кусок хлеба и женщина не чувствовала боли и “даже начинала добреть” . Если же вещица была зла на женщину, у которой вынула ребенка, то вместо хлеба клала кусок льда или голик (веник из прутьев), отчего последняя всю жизнь мучалась болью в животе. Когда вещица вынимала у женщины или коровы плод, то они больше не могли забеременеть. Младенцев вещицы жарили и ели: “недоносками оне только и питаются” . Вещицы летали по ночам, превратившись в бесхвостую сороку с синим огоньком над головой. При превращении женщины в вещицу происходило отделение головы и рук от нижней части туловища. Верхняя половина тела становилась сорокой и вылетала в трубу, а нижнюю свою часть вещица прятала “под поганым корытом” . Опознать вещицу могли только мужчины. Чтобы узнать, кто именно летит, нужно было снять штаны и, обернувшись к вещице задом, посмотреть на нее промеж ног, тогда она упадет на землю и превратится в женщину. Однако рассказывать о встречах с ней боялись, так как вещица “все знает” и отомстит болтуну. Вещицы боятся мужчин. Если беременная женщина спит с мужем, то вещица не может к ней прикоснуться. В отсутствии мужа жена должна была на ночь подпоясываться мужским ошкуром или гашником (поясом), чтобы не лишиться находящегося в чреве плода. Вещицы могли быть “наследственными” . Перед смертью (мучаясь как и все существа, знающиеся с нечистой силой) они должны кому-нибудь передать свой секрет, обычно его “брали” дочери.
В сороке видели зловещую ведьму. Это колдунья-оборотень, способная, превращаясь в повивальную бабку, вынимать плод у беременных женщин и пожирать его, сидя на печном шестке. Повитуху вообще обычно уподобляли сороке, а сороку – повитухе. Сорока связана с колдовством, магическим вредительством – и с заговорной практикой тоже. В заговорных текстах среди прочих носителей зла упоминаются "вещая сорока" , "сорока-щекотуха" , "сорока-щебетунья"
Боязнь вещицами всего мужского, очевидно, связана с апокрифической легендой о святом Сисинии (прекрасно изложенной у Ремизова ). В византийских и славянских текстах рассказывается, как злое демоническое существо женского образа похищало новорожденных детей одной женщины по имени Мелитина . Ее брат Сисиний преследует этого демона. Демон обещает возвратить проглоченных детей и избегать того человека, который будет иметь запись имен демона или произнесет молитву Сисиния (молитва Сисиния использовалась также как оберег от лихорадок ). В некоторых вариантах греческих апокрифов эта женщина-дьявол называется именем Гилло . Она была обезглавлена святым Сисинием. Возможно, дьяволица Гилло явилась праобразом южнославянской вещицы, а затем представления о последней были восприняты восточными славянами (очевидно, посредством русско-болгарских контактов). Отсеченная голова Гилло “ожила” в славянских верованиях в облике бесхвостой сороки (ср.: при превращении в сороку вещица отделяла верхнюю часть своего туловища от нижней, оставляя нижнюю часть тела дома; летала только ее голова с руками-крыльями). Наконец, демон Гилло могла принимать зооморфный облик : “существо это - диавол, оно носит различные имена, действия его описываются сравнениями с различными зверями, птицами, гадами; существо это способно принимать образы этих зверей, птиц, гадов”
Образ вещицы проецируется на сороку-птицу, что отражают многочленные сибирские материалы. Негативное отношение к сороке прослеживается даже в тех селениях, где рассказы о сороке-вещице не знакомы. Так, например, в народе известны различные способы, посредством которых можно отличить настоящую сороку от оборотня. Для этого используются соль (насыпать на хвост сороке щепоть соли: если это ведьма, она не сможет улететь; будет крутиться, вертеться, просить пощады, обещать выполнить любую просьбу поймавшего ее человек) или мужские вещи (пояс, портянки, шапка), накинув которые, можно изловить сороку-оборотня.

 
Loader::element('footer_required'); ?> ml>